ЭМПИРИЗМА ДОГМЫ

ЭМПИРИЗМА ДОГМЫ
Согласно эмпиризму, содержание знания может быть представлено как описание чувственно данного, либо сведено к нему. Эта общая установка была воспринята и в неопозитивизме, который дополнил ее трактовкой знания как системы высказываний, находящихся между собой в определенных формально-логических соотношениях.

Исходные принципы этой концепции в 50-е годы подверглись резкой критике "еретиком" Куайном и "отступником" Гемпелем, полагавшими, что неопозитивистский эмпиризм в значительной степени обусловлен догмами. В известной статье "Две догмы эмпиризма" (1953) Куайн показал, что одна из догм заключается в присущем логическому позитивизму разделении всех утверждений на синтетические (эмпирические), истинность которых проверяется в опыте, и аналитические, истинность которых зависит только от значения составляющих их терминов. Другая догма есть редукционистский тезис о том, что каждое осмысленное утверждение эквивалентно некоторой конструкции из терминов, допускающих соотнесение с непосредственным чувственным опытом субъекта. Куайн доказывал, что в опыте может проверяться не отдельное утверждение, но только целая система утверждений, например теория или их группа (Дюэма-Куайна тезис). Источником Э.д. Куайн считал ошибочное рассмотрение отдельных утверждений вне контекста языковой системы или теории. С отказом от эмпирического редукционизма становится проблематичной и дихотомия аналитического и синтетического. Это жесткое разделение и редукционизм являются обусловливающими одна другую предпосылками неопозитивизма, которые он характеризует как его основные догмы. На основании этой критики Куайн сформулировал тезис о неполной определенности теории опытом, в котором он отказывает теоретическому знанию в обосновании из аналитических утверждений, а эмпирии - из "протоколов наблюдения". Знание есть целостность, в которой теоретические и эмпирические аспекты взаимосвязаны, и мы можем жертвовать тем или иным фрагментом системы, чтобы сохранить и укрепить другие. Дополняя критику Э.д., Гемпель показал, что из принятия исходной неопозитивистской версии редукционизма, сводящей значение теоретических терминов к значению соответствующих терминов наблюдения, следует ненужность для науки теоретических понятий (так называемая "дилемма теоретика"). Важный вклад в разрушение Э.д. внес также У. Селларс своей влиятельной критикой "мифа о данном".


Современная западная философия. Энциклопедический словарь. — М.: Культурная революция. . 2009.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "ЭМПИРИЗМА ДОГМЫ" в других словарях:

  • Две догмы эмпиризма — Аналитическая философия Основные понятия Значен …   Википедия

  • Две догмы эмпиризма —         «ДВЕ ДОГМЫ ЭМПИРИЗМА» статья американского логика и философа У Куайна, знаменующая переход в его творчестве от чисто логических исследований в области обоснования математики и теории множеств к созданию собственной оригинальной… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ — понятие, обозначающее многообразные концепции, школы и течения западной философии XX в., сложившиеся в рамках того, что можно назвать аналитическим стилем в философии. Этот стиль утвердился в Великобритании, США, Канаде, Австралии, получил… …   Современная западная философия. Энциклопедический словарь

  • НЕОПОЗИТИВИЗМ — одно из основных направлений философии XX в. Возник и развивался как течение, претендующее на анализ и решение актуальных философско методологических проблем, выдвинутых развитием современной науки. Это вопросы о роли знаково символических… …   Современная западная философия. Энциклопедический словарь

  • Куайн Уиллард — Бихевиористская теория значения, методологический холизм и натурализованная эпистемология Жизнь и сочинения     Один из наиболее видных представителей американской философии второй половины нашего столетия Уиллард ван Орман Куайн родился 25 июня… …   Западная философия от истоков до наших дней

  • КОГЕН — (Cohen) Герман (1842 1918) немецкий философ, основатель и виднейший представитель марбургской школы неокантианства. Основные работы: ‘Теория опыта Канта’ (1885), ‘Обоснование Кантом этики’ (1877), ‘Обоснование Кантом эстетики’ (1889), ‘Логика… …   История Философии: Энциклопедия

  • АМЕРИКАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ — филос. мысль в США. Особенность А.ф. в том, что хотя она развивалась под сильным влиянием идей и концепций, проникавших из Европы, последние обретали здесь новый смысл и звучание. Первые проявления филос. активности в США датируются 17 в., что… …   Философская энциклопедия

  • Философия — есть свободное исследование основных проблем бытия, человеческого познания, деятельности и красоты. Ф. имеет задачу весьма сложную и решает ее различным образом, стараясь соединить в одно разумное целое данные, добытые наукой, и религиозные… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ —         течение неопозитивизма, возникшее в 20 х гг. 20 в. на основе Венского кружка (Р. Карнан, О. Нейрат, Ф. Франк, Г. Фейгль, X. Рейхенбах и др.). Л. п. выступает как преемник позитивистской субъективно идеалистич. традиции, идущей от Беркли,… …   Философская энциклопедия

  • Юм Дэвид — Иррационалистический эпилог эмпиризма Жизнь и сочинения Юма     Дэвид Юм поднял эмпиризм до уровня, как говорится, геркулесовых столбов, исчерпав все возможности его развития. Он отказался от онтологических предпосылок, занимавших важное место у… …   Западная философия от истоков до наших дней


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»